Некоторыми современными композиторами утверждается мнение, что существующие музыкальные формы утратили в настоящее время свою актуальность, и новое время требует новых направлений в музыке, поиска новых форм, новых впечатлений для слушателей.
Пока, конечно, никто таких направлений и форм не нашел, поскольку преобладает старая система преподавания композиции, и поиски нового только набирают ход, но они идут, и кто знает, может быть, найдется гений, которому удастся эти поиски осуществить и все же дать движение совершенно никому доселе неизвестному модернистскому музыкальному направлению. Спорить с этим мнением трудно, поскольку старое всегда уступает и должно уступать место новому, быть может, и непонятому вначале.
Единственная опасность в том, что это новое ищут не в самой музыке, преобразованиях нотных текстов в новые формы, а только в шумовых ее оформлениях, превращая даже оркестровые сочинения в сплошной балаган, который только слышишь, но не чувствуешь.
А музыка всегда была и остается одним из видов искусства, основанных на выражении композитором своих чувств и эмоций, переживаниях человеческой души, испытывающей страдания и радости. Музыка возвышает и облагораживает. Это сама жизнь, голос любви и разума, закодированный в нотном тексте. Она должна обязательно волновать, вызывать радость или успокаивать, а не утомлять и, тем более, не раздражать.
Современные композиторы утверждают, что их музыка с шумовыми эффектами пока не оценена слушателями, все же привыкшими к сочинениям старой формы, им ближе симфонии, прелюдии, и сонаты, совершенно утратившие смысл в современной жизни. А шумовые эффекты должны все же войти в сердца слушателей, и к ним надо приучать теперешнее молодое поколение, которое и должно воплотить в будущем в жизнь «новую» музыку.
Один композитор рассказывал, что когда показал своему ребенку, что на скрипке можно «поскрипеть», изобразить некие шумовые звуки, то ребенок с удовольствием все это повторяет. Разумеется, поиски должны быть, а ищущий всегда совершает ошибки, которые всегда с разных точек оцениваются потребителями. Да одного мнения тут и не должно быть. Все дело в том, что и как искать. Разумеется также, что любого ребенка можно именно приучить к любой музыке. Ведь ни для кого не секрет, что дети любят ту музыку, которую им привили родители.
Представьте теперь, что современный ребенок с детства впитал одни шумовые эффекты. Будет ли ему близка скрипичная музыка? Становится жаль инструмент, созданный великими мастерами, предназначенный для души человеческой. Да и какова тогда необходимость в скрипках Амати, Страдивари, Гварнери? Ведь «поскрипеть» можно на скрипке любого, даже плохого ремесленника. Выходит, время старых инструментов тоже прошло?
Ведь об этом пока не говорится, но мысль сама прямо или косвенно вытекает из утверждений современных новаторов. Невозможно останавливаться на пути развития, надо искать и творить, главное, чтобы поиски не превратились в самоцель – разрушающую, а не созидающую. Любой из композитов-новаторов должен ответить себе самому на один вопрос – когда он переживает радость любви, рождения ребенка, горе или печаль – что ему важнее всего слышать – стук колотушкой по забору или пение соловья?
Наверное, ответ будет у всех один. А как передать чувства, волнующие человека? Уж, конечно же, не шумовым эффектом. Мелодия – это и есть волнение души, а не просто замена звуков музыки на стук и шум, которые пока что преподносятся как новое направление в музыкальном творчестве.