Всё для FL Studio: сэмплы, плагины VST, видео-уроки.

Изучаем музыкальный секвенсор Fruity Loops (FL Studio)

Паттерн (pattern) — базовый логический элемент проекта FL Studio. Паттерн представляет собою последовательность запрограммированных шагов. Редактирование паттернов осуществляется в пошаговом секвенсоре (окно Step sequencer). Каждому шагу соответствует своя кнопка. Если эта кнопка включена, то на соответствующем шаге звук будет воспроизводиться. Если кнопка выключена — на данном шаге звук воспроизводиться не будет. Если звук мелодический, то для него можно задать нужную ноту. Кроме этого, для каждого шага паттерна можно задать целый ряд параметров, определяющих высоту тона и тембр звука. Всего в проекте может быть до 999 паттернов.
Возникает вопрос: чем будет воспроизводиться звук, запрограммированный на таком-то шаге паттерна? Воспроизведением звука занимаются генераторы.

Генератор (generator) — любой источник звука: виртуальный синтезатор(сэмплер), драм-машина или просто отдельный сэмпл (WAV-файл). При воспроизведении паттерна запрограммированная последовательность шагов передается соответствующему генератору. Генератор получает эти команды и воспроизводит нужные звуки с заданной высотой тона. В своем проекте вы можете использовать сколько угодно генераторов. Каждому генератору соответствует свой отдельный канал.

Канал (cannel) — обеспечивает передачу управляющей информации конкретному генератору и передачу синтезированного сигнала от генератора в микшер FL Studio. При добавлении нового генератора в проект создается соответствующий ему канал. Для каждого канала можно задать панораму, громкость и другие параметры синтеза.Добавление и удаление каналов и смена соответствующих им генераторов осуществляются в пошаговом секвенсоре.

Основным элементом окна Step sequencer — является матрица из кнопок: каждый горизонтальный ряд (строка) кнопок соответствует одному каналу, каждый вертикальный ряд (столбец) кнопок соответствует определенному шагу секвенсора. Можно подумать, что в разных паттернах могут использоваться разные генераторы и, соответственно, разные каналы. Это не так. В разных паттернах могут быть запрограммированы разные последовательности звуков. Однако количество и состав генераторов и каналов являются общими для всех паттернов.Следует заметить, что программировать последовательности звуков с помощью кнопок не всегда удобно. Последовательности мелодических звуков удобнее редактировать в окне-редакторе отпечатков клавиш (Piano roll). Данный редактор является своеобразной надстройкой над пошаговым секвенсором.
Допустим, что вы добавили в проект нужные генераторы, запрограммировали нужные паттерны. Далее работа над проектом будет идти по двум направлениям.

Первое направление — формирование композиции в окне Playlist (редактор композиции). Здесь вы будете собирать композицию из паттернов, словно из кирпичиков. Редактор композиции представляет собой координатное поле, подобное полю в игре «морской бой».

Горизонтальная ось — ось музыкального времени, измеряемого в тактах:долях:тшах. Длина паттерна кратна целому количеству тактов.

Вертикальная ось — ось паттернов, отличаемых друг от друга по номерам. Например, если в клетке с координатами 7:01:000 х Pattern 10 нарисовать квадратик (или кирпичик), то это будет означать, что, начиная с седьмого такта композиции, будет воспроизводиться десятый паттерн.

В окне редактора композиции имеется секция, предназначенная для размещения аудиоклипов. То есть свою композицию вы можете собирать не только из кирпичиков-паттернов, но и из сэмплов (сэмплы, включая партии вокала). Для записи и редактирования сэмплов в FL Studio имеется редактор WaveEditor.

В FL Studio — есть два режима редактирования материала проекта: PAT (от pattern) и SONG. В режиме PAT все в fruity loops studio подчинено задаче редактирования текущего паттерна (в частности, воспроизводиться будет не весь проект,а только текущий паттерн). В режиме SONG (от song — песня) выполняется редактирование композиции в целом.

Второе направление — работы над проектом, редактирование звука, синтезируемого генераторами, и обработка его эффектами. Для этого в фрути лупс есть микшер (окно Mixer), который можно считать аналогом настоящих аппаратных микшеров. Каждый из каналов (их общее максимальное число — 999) можно подключить к одной из 64 линеек микшера (несколько каналов могут быть подключены к одной и той же линейке).По умолчанию сигналы всех генераторов выводятся на мастер-секцию микшера.
Для каждой линейки микшера доступны: регулировка громкости и панорамы, трехполосный параметрический эквалайзер, регуляторы посылов сигнала на эффекты параллельного действия, слоты для подключения эффектов в режиме вставки.
Возможно, FL Studio — ваша первая музыкальная программа, в таком случае, вы не знакомы с еще одним важным понятием указатель текущей позиции.

Указатель текущей позиции виден во всех окнах Fruity Loops, где присутствует временная координата. Визуально он представляет собой треугольник и вертикальную светлую полосу. В режиме воспроизведения/записи указатель перемещается, отмечая те события, которые воспроизводятся или записываются в данный момент. В режиме останова указатель отмечает ту позицию, с которой начнется воспроизведение/запись. Перемещать указатель текущей позиции можно разными способами.
При сведении композиции в FL Studio имеет смысл использовать функцию автоматизации: вы можете записывать манипуляции с параметрами синтеза, выполняемые во время воспроизведения отдельного паттерна или всей композиции, и редактировать их в удобной графической форме. При воспроизведении данных автоматизации виртуальные регуляторы будут «вращаться» уже без вашей помощи.